Тайна имени Дмитрий

Имя Дмитрий Dmitriy (в церковном произношении – Димитрий) происходит от греческого слова "Деметриос" – распространенное славянское имя греческого происхождения, означающее "посвященный богине Деметре". Деметра – древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому имени Дмитрий часто дают значение "земледелец".

Имя человека неотъемлемая часть культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нам интересно знать, как и когда возникло то или иное имя, каким путем оно пришло в славянскую культуру, кого называли этим именем...

Имя Дмитрий Dmitriy (в церковном произношении – Димитрий) происходит от греческого слова "Деметриос" – распространенное славянское имя греческого происхождения, означающее "посвященный богине Деметре". Деметра – древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому имени Дмитрий часто дают значение "земледелец".

Обладатель имени Дмитрий, безусловно, может гордиться очень красивым и благозвучным именованием. Это имя, пришедшее из Византии в числе первых христианских именований в конце X – начале XI века, сразу же стало одним из наиболее распространенных крестильных имен. 

В церковный календарь оно вошло в период раннего христианства. Из всех святых по имени Димитрий христиане наиболее чтили Димитрия Солунского, великомученика, пострадавшего за веру. 

На Руси день его памяти – 8 ноября (26 октября) считался большим праздником, службу совершал сам патриарх, в присутствии государя. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий –христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни и арестовал Димитрия.

Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро "по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом". По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был "Канон Димитрию Солунскому".

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют "отечестволюбцем" славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в православной церкви началось сразу после Крещения Руси.

Славяне издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный в последствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. 

В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. 

В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

1 июня (19 мая) отмечается день памяти святого Димитрия Донского (XIV век), великого князя. По словам летописи, он "всех князей приводил под свою власть, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать". Димитрий Донской был прославлен в веках как победитель монголов, хотя его внутренняя политика в сдерживании междоусобиц еще более значительна.

Канонизация русских святых способствовала тому, что уже к XV–XVII векам имя Дмитрий стало широко распространенным во всех социальных слоях. В славянскую историю вошли имена множества деятелей политики, науки и культуры, крещенных этим именем.

В обиходном общении имя Дмитрий приобрело несколько различных форм. Так, в архивных документах разных земель упоминаются Дмитрей Васильевич Бобр, землевладелец (1462), Митюк Звониха, сын московского помещика Степана Лазарева (1495), Дмитр Куруевич Булыга, князь (1592), Дмитрей Борода, селенгинский казак (1698), и многие другие.

Религиозная традиция, утвердившаяся на Руси с принятием христианства, обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, почитаемого православной церковью в день крещения. 

Именины: наиболее приближенная дата именин к дню рождения Дмитрия считается днем ангела. Остальные дни принято называть малыми именинами. В такие дни следует благодарить своего покровителя, молиться ему и ходить в храм.

31 января (18 января) – преподобный Димитрий.
7 февраля (25 января) – преподобный Димитрий Скевофилакс.
9 февраля (27 января) – мученик Димитрий.
11 февраля (29 января) – мученик Димитрий Хиосский.
16 февраля (3 февраля) – праведный Димитрий Юрьевский, сын благоверного князя Святослава (Рус.).
24 февраля (11 февраля) – преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодкий (Рус.).
1 апреля (19 марта) – мученик Димитрий Торнара.
26 апреля (13 апреля) – мученик Димитрий Пелопонесский.
28 мая (15 мая) – страстотерпец благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский (Рус.).
1 июня (19 мая) – благоверный князь Димитрий Донской (Рус.).
5 июня (23 мая) – святитель Димитрий, митрополит Ростовский (Рус.) и страстотерпец благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский (Рус.).
10 июня (28 мая) – мученик Димитрий.
15 июня (2 июня) – мученик Димитрий.
16 июня (3 июня) – стастотерпец благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (Рус.) (перенесение мощей из Углича в Москву).
21 июля (8 июля) – преподобный Димитрий Бассарабовский (Рус.) (перенесение мощей).
22 августа (9 августа) – мученик Димитрий.
24 сентября (11 сентября) – мученик Димитрий.
4 октября (21 сентября) – святитель Димитрий, митрополит Ростовский (Рус.) (обретение мощей).
7 октября (24 сентября) – преподобный Давид, в миру Димитрий.
15 октября (2 октября) – мученик Димитрий Казанский (Рус.).
8 ноября (26 октября) – великомученик Димитрий Солунский; преподобный Димитрий Бассарабовский (Рус.) и преподобный Димитрий Цилибипский (Рус.).
10 ноября (28 октября) – святитель Димитрий, митрополит Ростовский (Рус.).
28 ноября (15 ноября) – мученик Димитрий.
14 декабря (1 декабря) – праведный Димитрий.

Сегодняшние носители имени Дмитрий могут по праву гордиться им как замечательным памятником славянской истории и культуры.

Пусть каждый ваш день будет лучше другого, дорогие читатели!
Делитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях:

Комментариев нет:

Отправить комментарий