Вторая мировая - стрелок Федор Вихров

Мой прадед Федор Иванович Вихров (1901 - 1974), уроженец города Урюпинск Хоперского округа, Области войска Донского. В годы Великой Отечественной войны, в воинском звании – рядовой, воевал стрелком 4 роты 1129 стрелкового полка 337 стрелковой дивизии (1 формирования), Карельский фронт.

Из воспоминаний участника тех событий рядового Кривошеева:
"…Завезли нас на проклятый финский фронт. 3 сентября 1941 года пошли в бой, и этот бой был для нас неудачным, из 2000 человек осталось 112, остальные нашли себе могилу в болотах. Мы отстали от своего полка и 4 дня скитались по тайге в окружении неприятеля. На 4-й день к вечеру пробили кольцо и вышли из окружения. 4 дня я не ел и не пил, скитался по лесам и болотам и по пояс в воде, сверху дождь, холодный и голодный".

Федор Иванович Вихров (1901 - 1974), из семьи вольных крестьян, православный. Уроженец поселка «Хоперский пионер» (хутор Криушинский) Хоперского района, Сталинградской области, в прошлом области Войска Донского, станицы Урюпинской – город в России, основан в 1618 году, в Царицынской губернии, ныне Волгоградская область.

В годы Второй мировой войны, в воинском звании – рядовой, воевал стрелком 4 роты 1129 Стрелкового полка 337 Стрелковой дивизии (1 формирования), Карельский фронт.

Карельский фронт был самым протяженным из всех фронтов войны - до 1600 км. Он действовал на наиболее сложном по климатическим условиям северном театре военных действий. Сдержав в 1941 году натиск финской армии и немецкой армии "Норвегия" (8 немецких и 12 финских дивизий) стремившихся захватить Кольский полуостров и Советскую Карелию. Ожесточенные бои конца 1941, начала 1942 года привели к прорыву обороны войск Красной Армии. В окружение попали три дивизии Карельского фронта, в том числе и 337-я. Попал в окружение и рядовой Вихров.

В декабре 1941 - феврале 1942 стояли сорокаградусные морозы, кругом метровые сугробы, ноги бойцов постоянно мокрые — болотистая почва не промерзает в этих краях. Греться и сушиться особо негде, костер разжечь нельзя – выдать свое местоположение врагу – верная гибель, поэтому частыми были обморожения из-за плохо просушенной обуви. 

Как выходил Федор Иванович из окружения не известно. Известно, что зимой 1942-го рядовой Вихров на сильных финско-карельских морозах обморозил ноги и был комиссован по здоровью (ампутация фаланг пальцев ног).

По статистике Карельского фронта в 1942 году пропало без вести 8000 человек, а было убито и умерло от ран 22927 бойцов Красной Армии. Принимая во внимание обычное занижение безвозвратных потерь, можно допустить, что истинных потерь было в трое больше.

Из данных донесений 337 стрелковой дивизии 1941-1942, из центрального архива МО: рядовой Вихров, из-за неразберихи на фронте, сначала числился как пропал без вести в боях под ст. Балаклея Харьковской области: "Донесение о безвозвратных потерях 337 СД на 01.03.1942" №4243 от 02.04.1942… а затем из донесения №6648 от 28.04.1942 "Список личного состава 337 СД без вести пропавших и при проверке оказавшихся как раненые" рядовой Вихров числится как раненый. https://www.obd-memorial.ru/html/index.html

Пока Федор Иванович находился в госпитале, в марте 1942-го, почти без перерыва началась еще одна кровопролитная, но малоизвестная по официальным историям войны Харьковская операция. 7 марта в наступление перешли 6-я, в которую входила 337СД и 38 Армии Юго-Западного фронта, которые должны были разгромить Чугуевско – Балаклеевскую группу войск противника и освободить Харьков. Интенсивные, с большими потерями бои продолжались весь март и первую декаду апреля. Однако даже расширить горло Барвенковского оперативного "мешка" не удалось, и часть войск ЮЗФ и ЮФ по-прежнему находилась в полуокружении. Барвенково – Лозовская операция начавшись как наступательная к концу января 1942-го превратилась уже в оборонительную…

После Победы над немецкими захватчиками Федор Иванович со своей семьей переехал в Украину в село Первомайское Змиевского района Харьковской области, где прожил до 1974 года. 

Федор Иванович (слева) на свадьбе у внука Александра (1970г)
Федор Иванович (слева) на свадьбе
 у внука Александра (1970)
Его нет сейчас среди нас, но память о нем жива. Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее...

Похожие темы:
Пусть каждый Ваш день будет лучше другого, дорогие читатели!
Делитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях:

1 комментарий:

  1. Жив человек, пока жива память о нем. Пока в нашей памяти наши близкие – они живы, каждая история семьи – ниточка, связывающая поколения...

    ОтветитьУдалить