Служба в 161-м Истребительном авиационном Рижском ордена Суворова III степени полку это наиболее яркие годы моей жизни, связанные с моим становлением как офицер от лейтенанта до капитана, от старшего техника авиационной эскадрильи до начальника группы регламента и ремонта авиационной техники.
Десять лет жизни меня связывает с этим полком, который стал для меня дорогим и близким. С 1992 по 2002 год мне посчастливилось служить в этом легендарном полку, прошедшем славный боевой путь от первых дней войны 1941-го до расформирования 2003 года. Многих летчиков полк поставил на крыло, воспитал многих офицеров, в том числе и меня. Я очень хорошо помню первые мои полеты, когда я, будучи молодым лейтенантом, выполнил первую в своей жизни предполетную подготовку. Самолет вырулил на старт и начал разбег на взлет, эти чувства ни с чем не сравнить, это и чувство гордости твоей востребованности, твоего профессионализма и одновременно огромной ответственности за подготовку самолета к полету. А главное - ты стал взрослым...
Особенно запомнилась моя первая командировка на аэродром Миргород в 1993 году. Наше звено МиГ-29 участвовало в воздушном шоу. Имитация воздушного боя пара на пару истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27. В первом "раунде" роль цели выполняла наша пара МиГ-29, которая подвергалась атаке миргородских Су-27. В дальнейшем они менялись местами. Для "двадцать девятых" задача "стряхнуть" с хвоста "сушек" очевидно казалась трудной. Зато "двадцать седьмые" держали противника в прицеле без особых усилий. Перемена мест еще больше увеличила разрыв в результатах. Атакуемые МиГ-29-ми Су-27-е с помощью энергичного разворота с набором высоты на полном форсаже оторвались от противника, и после полутора полных разворотов вышли в хвост "двадцать девятым", произведя захват цели.
Из трагических страниц истории: в июле 1996 года на репетиции имитации воздушного боя под Вознесенском, на «Киево–Александровском» полигоне наш Миг-29 бортовой номер 10 в воздухе бодался с Су-27 , 29-й должен был эмитировать подбитый самолет, не хватило высоты. К сожалению, произошла катастрофа, в итоге пилот Миг-29 майор В.В. Кирильчук погиб.
Первые в истории пуски управляемых ракет в независимой Украине класса "воздух-воздух" были выполнены на учениях истребителями 161-го ИАП в 1995 году на испытательном полигоне «Чауда» с аэродрома «Кировское» (Крым, вблизи Феодосии). Такие учения в Украине были впервые, и я был их участником. Обеспечивал исправную работу радиолокационного и теплового прицелов на самолетах. Работали наши летчики по тепловым мишеням типа «САБ». Светящаяся авиационная бомба, сброшенная МиГ-29УБ (спарка), спускается на парашюте и имитирует своими факелами одновременно несколько целей. На одну мишень – два летчика. Истребители взлетали с интервалом в одну - две минуты и поочередно производили перехват светящихся мишеней и пуски ракет Р-73 класса "воздух-воздух" с инфракрасной системой самонаведения, предназначенных для ведения высокоманевренного ближнего воздушного боя.
В ходе командно - штабых учений «Осень-1998» на том же полигоне, над акваторией Черного моря впервые в истории Украины, летчик 161-го ИАП п/п-к В.В. Проценко, пилотируя истребитель МиГ-29 пуском ракеты класса "воздух-воздух" сбил беспилотный летательный аппарат ВР-3 "Рейс".
Много еще интересного и памятного можно вспомнить из истории полка: 161-й Истребительный авиационный полк был сформирован в самую тяжелую пору нашей истории. 18 августа 1941 года на подмосковном аэродроме «Монино». После короткой подготовки 1 сентября 161 ИАП начал боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны.
С 14 декабря 1941 года по 18 января 1942 года полк выполнял важнейшую задачу по обеспечению ПВО Москвы, действуя с аэродрома «Монино». Это были тяжелейшие месяцы битвы за Москву. Тогда решалась судьба всего Советского Союза. Каждую ночь в небе гудели моторы немецких бомбардировщиков. Их целью было стереть главный город страны с лица земли. В любое время суток и в любую погоду летчики авиаполка поднимались в небо на перехват вражеской авиации. Необходимо было чтобы ни одна бомба не упала на жилые дома и промышленные здания. За эти боевые вылеты многие летчики 161 полка получили правительственные награды.
После разгрома немецкой армии под Москвой 161 ИАП воевал в составе северо-западного и юго-западного фронтов. На счету летчиков полка успешные участия в крупных операциях Красной армии по освобождению Донбасса и Левобережной Украины. Бои над Украиной были тяжелые и жестокие.
3 июля 1944 года по решению главного командования полк перебазируется на 3-й прибалтийский фронт и входит в состав 14 армии. И снова бои. Нанося противнику огромный урон, теряя личный состав и технику, авиаполк продолжал свой нелегкий путь на запад. За отвагу и мужество, проявленное при освобождении Риги, приказом Верховного главнокомандующего №0353 от 31 октября 1944 года полку было присвоено почетное наименование "Рижский".
В 1945 году действует в Восточной Пруссии, 19 февраля 1945 года приказом Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Тапиау, Алленбург, Ноденбург, Летцен и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден Орденом Суворова III степени.
Полк закончил войну под Кенигсбергом (Калининград с 1945г). Всего за годы войны летчиками полка совершено 5943 вылета, проведено 710 воздушных боев, сбито 246 самолетов, уничтожено 594 автотранспорта с войсками и грузом, уничтожено 1386 солдат и офицеров противника.
С 1958 года авиаполк базируется на аэродроме «Лиманское», Одесского военного округа.
На вооружении полка за всю историю находились: истребители Як-1 (1941г.); Ла-5 (1944г.); Ла-7 (1945г.); МиГ-15 (1951г.); Як-25М (1956г.); МиГ-17 (1960г.); МиГ-21ПФ (1964г.); МиГ-23 (1972г.); МиГ-29 (1990г.).
Директивой МО Украины № 45/1/0120 от 09.04.2001 года 161-й Истребительный авиационный Рижский ордена Суворова III степени полк расформирован.
Осенью 2002-го года я продолжил службу на военном аэродроме "Бельбек", вблизи города Севастополь, Крым, Украина… На новое место я прибыл вместе с одной из эскадрилий МиГ-29 161-го ИАП, самолеты которой и сегодня поднимаются в небо Украины…
Скачай книгу бесплатно:
Крым 2014 Ползучая аннексия - И.Филиппов
Автор книги: И.Филиппов
Жанр: художественно-документальный
Год издания: 2017
Количество страниц: 28
Формат книги: pdf; txt
Издательство: Николаев
Размер файла: 5,21 Mb; 49,8 Kb
Дата добавления на сайт: 4 ноября 2017
|
|
ссылка на бесплатное скачивание pdf: Крым 2014 Ползучая аннексия - И.Филиппов 5.21 Mb pdf.
ссылка на бесплатное скачивание txt: Крым 2014 Ползучая аннексия - И.Филиппов 49.8 Mb txt. |
Скачай полное методическое пособие бесплатно:
Как написать книгу о своей семье - И.Филиппов
Автор книги: И.Филиппов
Жанр: методическое пособие
Год издания: 2017
Количество страниц: 17
Формат книги: pdf; txt
Издательство: Николаев
Размер файла: 3,66 Mb; 22,4 Kb
Дата добавления на сайт: 4 ноября 2017
|
|
ссылка на бесплатное скачивание pdf: Как написать книгу о своей семье - И.Филиппов 3.66 Mb pdf.
ссылка на бесплатное скачивание txt: Как написать книгу о своей семье - И.Филиппов 22.4 Kb txt. |
Похожие темы:
- Хроника одного сценария: Крым 2014 (Бельбек)
- 161 ИАП 2001 (видео): аэродром Лиманское
- 161 ИАП прощание с Знаменем полка (видео)
- Как написать книгу о своей семье
- 2014 "Бельбек - Украина" часть 1
Пусть каждый Ваш день будет лучше другого, дорогие читатели!
Делитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях:
Что-то знакомое в имени автора... Потому как проходил я службу в 161 ИАП с октября 1983года по ноябрь 1985. ТЭЧ, группа обслуживания и ремонта радиосвязного и радионавигационного оборудования. И замечательные товарищи рядом - Александр Сергеевич Филиппов, Латюк Владимир Данилович... С уважением, самый ст. л-нт.)
ОтветитьУдалитьВладимир- мы в с вами вместе служили . я - июль 1984 сентябрь 1985 ( 1-я аэ капитан Козачук у меня зам. по иас.)тем афган. и опять Лиманское ноябрь 1986 -июнь 1987. тел. 097-025-04-88 Тищенко Николай
ОтветитьУдалить