Тайна имени Марина

Имя Марина (Маринка, Маришка, Маша, Маринушка, Мара, Мариша) – замечательный памятник древнеримской культуры. Оно может многое рассказать о цивилизации и культуре Древнего Рима и Византии, о менталитете народов, населявших эти государства, а также о становлении христианства.

Имя – неотъемлемая часть каждого человека. Это первое слово, которое он слышит в своей жизни. Поэтому так важно знать, что означает то или иное имя, какова его история, какие люди его носили.

Имя Марина (Маринка, Маришка, Маша, Маринушка, Мара, Мариша) – замечательный памятник древнеримской культуры. Оно может многое рассказать о цивилизации и культуре Древнего Рима и Византии, о менталитете народов, населявших эти государства, а также о становлении христианства.

Имя Марина (Marina) является женским вариантом старинного мужского римского имени Марин. Это имя произошло от латинского слова "marinus", которое в переводе на русский язык означает "морской", соответственно Марина — "морская". 

В римской мифологии, например, к богине Венере часто применялся эпитет Марина (Venus Marina). Это было следствием того, что римская Венера отождествлялась с греческой богиней Афродитой, рожденной из пены морской. И как Афродиту называли Афродита Анадиомена (вышедшая из пены) или Афродита Пелагиос (морская), так же и Венеру именовали Венера Марина. В этом смысле Пелагея и Марина, несмотря на разницу звучания, являются синонимичными именами.

На Русь имя Марина, как и многие другие имена неславянского происхождения, попало после принятия христианства. После принятия христианства на Руси в 988 году каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых. К восточным славянам они пришли из Византии через Болгарию, где христианство было принято еще раньше, в 865 году.

Святой покровительницей имени Марина почитается великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Ее отец Эдессий был языческим жрецом в городе Антиохии (в Малой Азии, ныне Турции). О христианской вере Марина узнала от своей кормилицы. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, она тайно крестилась. Узнав об этом, отец Марины отрекся от нее.

Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284 - 305) святая Марина в пятнадцатилетнем возрасте была схвачена и заключена в темницу. С твердым упованием на волю Божию и Его помощь готовилась юная узница к предстоящему подвигу. 

Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от Христовой веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. 

Сам правитель, не выдержав ужаса этой пытки, закрыл лицо руками. Но святая мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась: "Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения".

Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала для нее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на святую Марину, сами собой развязались. Мученица стояла в купели Крещения славя Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. 

Святая Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ стал славить Истинного Бога, и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена. Страдания великомученицы описал очевидец событий, по имени Феотим.

В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.

Смена имени с Марины на Маргариту не должна смущать, ведь Маргарита было всего лишь прозвищем Святой Марины. Ее агиограф Феотим, описывая в житии красоту и стать Марины, называет девушку «Маргарита», то есть «жемчужина». Именование святой по-разному на Востоке и Западе укоренилось в эпоху разделения церквей. Причем в Западной Европе святая Марина (Маргарита) стала почитаться наравне со святыми Варварой и Екатериной и изображаться попирающей дракона. Считается, что именно святая Марина (Маргарита) явилась в видениях Жанне и призывала ее идти спасать Францию.

Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.

Еще одной святой покровительницей имени Марина почитается Преподобная Марина Берийская (Македонская), дева, затворница.

Преподобные Марина и Кира, родные сестры, жили в IV веке в городе Берии (Малая Азия). Родители их были знатными и богатыми, но сестры, достигнув совершеннолетия, оставили дом и удалились из города. 

Отгородив небольшой уголок земли, святые девы завалили вход в свое убежище камнями и глиной, оставив лишь небольшое отверстие, через которое им подавали пищу, и жили там под открытым небом. На теле они носили тяжелые железные вериги и терпеливо переносили голод: в течение трех лет они принимали пищу один раз в 40 дней. К ним пришли их прежние служанки, желая присоединиться к их подвижнической жизни. Святые поместили их в отдельном домике недалеко от ограды и руководили ими, возбуждая к подвигам молитвы и поста. 

Жизнь святых подвижниц Марины и Киры хорошо знал блаженный Феодорит, епископ Кирский: его одного, из почтения к святительскому сану, допускали святые девы в свое жилище. Блаженный Феодорит беседовал с ними и убеждал не обременять себя ношением вериг, которые были так тяжелы, что слабая телом Кира под их тяжестью всегда была согнута и не могла выпрямиться. 

Так подвизались они в течение 40 лет. Свое уединение они нарушили лишь для того, чтобы совершить путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Во время странствия они не принимали никакой пищи, пока не поклонились Святым местам, возвращаясь обратно, также ничего не вкушали. 

Такой же подвиг они совершили еще раз, когда путешествовали ко гробу первомученицы равноапостольной Феклы в Исаврию. Скончались преподобные Марина и Кира около 450 года.

Именины: наиболее приближенная дата именин к дню рождения Марины считается днем ангела. Остальные дни принято называть малыми именинами. В такие дни следует благодарить своего покровителя, молиться ему и ходить в храм.

13 марта (28 февраля) в не високосный год / 12 марта (28 февраля) в високосный год — Преподобная Марина Берийская (Македонская), дева, затворница; 
30 (17) июля — Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.

Некоторые знаменитые Марины: Марина Мнишек, польская пани, возлюбленная беглого монаха Григория Расстриги, впоследствии Лжедмитрия I, женщина, ставшая одной из косвенных причин польской интервенции на Руси; Марина Ладынина, актриса; Марина Раскова, летчик, Герой Советского Союза; Марина Цветаева, поэт; Марина Влади (настоящее имя – Мария Владимировна Полякова), французская актриса, вдова Владимира Высоцкого; Марина Неелова, актриса; Марина Дюжева, актриса; Марина Хлебникова, эстрадная певица.

Сегодня носители имени Марина могут по праву гордиться своим именем как памятником истории и культуры.
Пусть каждый Ваш день будет лучше другого, дорогие читатели!
Делитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях:


Комментариев нет:

Отправить комментарий